Марсель Вандерс на Interiorgoda 2018

7 декабря в Киеве состоялась церемония награждения победителей конкурса Interiorgoda 2018. Председателем жюри стал известный голландский дизайнер Марсель Вандерс. Мастер-класс художника запомнился не только эпатажностью, его выступление легко можно разделить на цитаты.

О функциональности и форме в дизайне

В классическом восприятии дизайна есть две действительно важные вещи: функциональность и форма.

Функциональность - самый низкий уровень. Казалось бы, если предмет не функционирует, для чего он тогда создавался? Однако есть другие важные факторы, которые позволяют дизайнерам создавать фантастические вещи. Ведь если бы речь шла только о функциональности, можно было бы обойтись самым простым стулом.

В наших домах есть столько вещей, которые мы искренне любим, однако которые не несут функциональной нагрузки. Например, собака или маленький фарфоровый чайник, с которым надо обращаться очень осторожно.

"Функциональность важна для тех вещей, которые имеют для нас меньшее значение"

Чем меньшее значение, тем более функциональной должна быть вещь. Таким образом мы приходим к парадоксальной идеи, меньшее означает большее. Но заглянув в любой учебник, мы прочитаем, что меньшее означает меньшее, а большее означает большее. Каким же образом объяснить это утверждение? Меньше плохих вещей - лучше для нас, больше плохих вещей - хуже для нас. Получается минус на минус дает плюс, а минус на плюс - минус.

Теперь поговорим о форме. Можно сказать, что все дизайнеры мира сошлись на том, что форма следует за чем-то. Например, эмоцией или страстью. Однако логично было бы допустить, что форма следует за функцией. Форма не является предметом, она является следствием.

О важности вещей в жизни человека

Мне хочется создавать вещи, которые были бы значимы и имели значение. Значение для людей и для мира.

"Износостойкость сейчас выходит на первый план в дизайне.

Мы хотим владеть вещами, к которым мы привязываны, которые смогут быть с нами долго"

Как-то собралась группа людей под именем "New York Interiors", и мы решили, что хотим создавать вещи, которые будут существовать вечно. Там была девушка, которая предложила невероятную идею: бархатную ткань, на которой после продолжительного трения начинал проявляться узор. Тогда я подумал, как такое возможно, ведь обычно, когда что-то изнашивается или вытирается, мы стремимся замаскировать это. Ведь мы терпеть не можем, когда вещи изнашиваются.

В современном обществе и сообществе дизайнеров закрепилось мнение, что все должно быть новеньким, блестящим и красивым. Наша же идея заключалась в том, что даже новые вещи должны демонстрировать уважение к прошлому, уважение к старению.

В течении последних 25 лет я следую этой фундаментальной идее. Даже создавая новые вещи, я стараюсь сделать их долговечными.

"Я стараюсь создавать вещи, при первом взгляде на которые люди начинают испытывать привязанность к ним, а за счет того, что они долговечны, смогут радовать владельца дольше"

Это звучит просто, но для мира дизайна - это довольно сложная идея. Одна из основополагающих идей модернизма, при котором мы, по моему мнению, живем, состоит в том, что прошлое не имеет к нам никакого отношения, оно является нерелевантным, в тот момент, когда мы пытаемся построить будущее.

Долгое время эта идея имела смысл, ведь зачем вам старый стул, если вы можете купить новенький. Однако если подумать ... если прошлое не соотносимо с будущим, что же тогда произойдет с вещами, которые мы создаем сегодня. Нам нужно задуматься о том, что мы создаем сегодня, и будет ли это приветствоваться  в будущем.

О выборе заказчиков

Для своих произведений я являюсь матерью, а отцом становится заказчик. Поэтому я очень внимательно отношусь к тому, с кем буду создавать своих детей. С недостаточно умным отцом вы не сможете сделать умных детей, так же как и с уродливым отцом - красивых. Мы очень требовательны в выборе заказчиков. Потому что заказчику должно нравиться то, что мы делаем. Нужно, чтобы он горел нашими идеями.

Как любая хорошая мама, я люблю всех своих детей. Они все красивые!

О вдохновении

Вдохновение - странная штука. Кажется, полистаешь журнал, прочитаешь книгу, съездишь в отпуск - и вот ты уже вдохновлен. Но это так не работает. Когда речь идет о создании вещей, этот процесс следует рассматривать как проблему и ее решение, или как вопрос и ответ на него.

Ежедневно другие дизайнеры меня спрашивают, как создать дизайн, который бы был долговечным и красивым. Это вопрос я задаю себе ежедневно, куда бы я ни шел, и чем бы ни занимался. Если вы задаете себе вопрос, обычно находите на него ответ. Собственно вопрос вдохновляет ответ. Невозможно сначала получить ответ и вдохновиться на вопрос.

"Вдохновение находится не снаружи, а внутри художника.

И именно поэтому я смело могу сказать, что чувствую вдохновение всегда. Оно во мне!"

Я всегда думаю о том, что я люблю дизайн, и хочу создавать удивительные вещи для нас с вами.

 

Интернет-магазин керамической плитки Prostir
Украина, г. Киев, бул. Леси Украинки, 20 01133 Киев
+38 (067) 362-21-10
Подписаться на рассылку
Новинки, новости, информация о мероприятиях и т.п.